Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
«Гимназия № 71 г. Гомеля»

г. Гомель, ул. Зои Космодемьянской, 14
 40-09-44,  

gomelgymnasium71@mail.ru 

gomelgymnasium 

События года



Год


Могилевский институт МВД

МВД

Информация

ВНИМАНИЕ!

Если Вы стали свидетелем фактов, угрожающих здоровью и жизни несовершеннолетних, просим позвонить по телефону

«ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»

40-66-65

(понедельник - пятница 8.30-17.30)

(Отдел образования, спорта и туризма администрации Советского района г.Гомеля)

Сейчас 70 гостей онлайн

«Забота. Сотрудничество. Ответственность»

Печать
14.09.2017 08:30

Проектирование компетентностно-ориентированных заданий

с опорой на таксономию, разработанную Б. Блумом.

Справочно. Б.Блум предложил шестиуровневую иерархическую структуру когнитивной (познавательной) сферы:

1. Знание. 2. Понимание. 3. Применение. 4. Анализ. 5. Синтез. 6. Оценка.

 

Таблица для проектирования учебных заданий

Познавательный процесс

Примеры заданий

Знание

  1. Назовите …
  2. Напишите формулу
  3. Перечислите …
  4. Выберите …
  5. Измерьте …
  6. Подчеркните …
  7. Найдите предмет, напоминающий прямоугольник.
  8. Найдите в тексте параграфа информацию о …
  9. 9. Дайте определение ...

10. Когда и где …?

11. На какие две категории можно разделить …?

12. Вычислите значение ...

Понимание

  1. Закончите фразу …
  2. Что вы узнали …
  3. Объясните …
  4. Выполните по аналогии
  5. Преобразуйте…
  6. Объясните взаимосвязь.
  7. Представьте задачу в виде алгебраического уравнения.
  8. Нарисуйте процесс пищеварения.
  9. Расскажите коротко своими словами содержание параграфа.

10. Напишите сочинение ….

11. Приведите примеры того, как ….

12. Почему ….?

– уточните,

– сопоставьте,

– проиллюстрируйте,

– переведите на другой язык…

  1. Изобразите параллелограмм.
  2. 2.Назовите млекопитающего, который живет в нашей области.

– классифицируйте,

– выявите различия,

_ укажите общее

  1. Сгруппируйте животных по видам.

– систематизируйте,

– изложите своими словами,

– спрогнозируйте

– опишите,

– переформулируйте

  1. Докажите значимость правила выполнения порядка действий.
  2. Прочитайте отрывок и сделайте вывод

Применение

– проверьте предположение;

– докажите, что…;

– выскажите мнение о …;

– выскажите гипотезу;

– объясните цель применения;

  1. Добавьте в столбик двузначные числа.
  2. Выполните задание.

– продемонстрируйте,

– измените,

– подготовьте,

– составьте,

– подтвердите….

  1. Проведите эксперимент.
  2. Составьте задачу.
  3. Докажите, что ….. Охарактеризуйте…. Составьте предложение ...Изучив знаки на картах, составьте план маршрута ...Найдите площадь класса, в котором вы занимаетесь….Теперь, когда вы прочли почти весь рассказ, угадайте, чем он закончится….Придумайте три практических ситуации, в которых вы сможете использовать изученный способ определения влажности…

Анализ

– что является следствием;

– сравните;

– проанализируйте причины;

– выведите формулу…

  1. Сравните и сделайте вывод.
  2. Проанализируйте причины реформы и сделайте вывод.

– изобразите схематически,

– рассмотрите, соотнесите и выделите,

– проведите эксперимент,

– проверьте гипотезу,

– задайте вопрос ….

1. Постройте модель части речи.

2. Рассмотрите взаимосвязь между животными и постройте цепи.

  1. Напишите … а) … б) …, в) …. Опишите… установите… какого размера… опишите, из чего состоит… перечислите части… составьте перечень… опишите, как протекает… скажите, как проводится… как действуем при… чем отличается… сравните… определите сходства и различия… Какие события в этой истории действительно имели место, а какие выдуманы автором? Чем … напоминает …, и чем они отличаются? Распределите минералы этой коллекции по трем категориям….Среди утверждений разбираемой статьи укажите три, которые являются фактами, и три, которые являются мнениями….По описаниям десяти насекомых определите, к какому семейству относится каждое из них….Какие из данных …, а какие – ...?

 

Синтез

 

– составьте из элементов;

– систематизируйте;

– напишите творческое сочинение;

– предложите план эксперимента;

– найдите альтернативу;

– предложите алгоритм;

– каковы возможные объяснения…

1. Предложите пути решения проблемы.

2. Предложите альтернативу.

Прочитайте в параграфе о …. Напишите соответствующее …. Предложите способы улучшения…. Выдумайте какую-нибудь страну и нарисуйте ее карту, используя не менее 15 географических элементов… Представьте себе, что вы присутствуете на…. Напишите дневник событий…. Напишите свой рассказ «…» с позиции …...Теперь, когда вы видели результаты экспериментов, предложите гипотезу, которая бы объяснила эти результаты….Напишите данный отчет …..Предложите различные способы решения проблемы ….

– аргументируйте,

– систематизируйте,

– реконструируйте,

– предложите,

– изобретите….

1. Разработайте план исследования.

2. Создайте план для разработки мультимедийной презентации

Оценка

– аргументируйте

– примите решение,

– составьте мнение,

– рекомендуйте,

– разрешите (проблему

1. Проанализируйте план эксперимента и дайте оценку.

2. Оцените по критериям аргументированность выступления группы.

– произведите оценку,

– спрогнозируйте,

– дайте оценку,

разработайте и выберите критерии,

– защитите точку зрения….

  1. Соответствует ли ваш способ решения задачи эталону.
  2. Разработайте критерии оценки и оцените проект
  3. Оцените значимость …. Найдите информацию из различных источников о…. Используя различные источники информации, найдите…. Подготовьте сообщение о… Обязательно ли должны….Сравните двух …..Нужно ли ….? Почему? Оправдано ли ….? Объясните вашу позицию….Какая среда из всех изученных вам больше нравится для жизни? Аргументируйте свой ответ….В каких случаях …?

 

«На Всемирный День … Вас как специалиста по … попросили выступить с докладом для …. на тему «Особенности …». Или «Вы – служитель зоопарка. К Вам поступили новые животные. Вам необходимо составить….».

 

Ефремова Н.Ф предлагает следующий Конструктор задач на развитие и оценку компетенций

Знание

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1. Назовите основные части…

8. Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию графически...

22. Раскройте особенности…

29. Предложите новый (иной вариант…)

36. Ранжируйте … и обоснуйте…

2. Сгруппируйте вместе все…

9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16. Предложите способ, позволяющий

23. Проанализируйте структуру… с точки зрения…

30. Разработайте план, позволяющий (препятствующий) …

37. Определите, какое из решений является оптимальным для

3. Составьте список понятий, касающихся…

10. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24. Составьте перечень основных свойств, характеризующих с точки зрения…

31. Найдите необычный способ, позволяющий…

38. Оцените значимость… для...

4. Расположите в определѐнном порядке…

11. Постройте прогноз развития…

18. Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25. Постройте классификацию на основании…

32. Придумайте ситуацию, которая…

39. Определите возможные критерии оценки…

5. Изложите в форме текста…

12. Прокомментируйте положение о том, что…

19. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий ...

26. Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что…

33. Предложите новую (свою) классификацию …

40. Выскажите критические суждения о…

6. Вспомните и напишите…

13. Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

20. Проведите презентацию…

27. Сравните точки зрения… и … на…

34. Напишите возможный сценарий развития…

41. Оцените возможности… для…

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что (как, где)…

21. Рассчитайте на основании данных о…

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложите в форме… своѐ мнение (понимание)…

42. Проведите экспертизу состояния…

 

Технологическая карта урока

 

Учитель    Гончаренко И.Н.

Класс         10 «Б»

Тема         «Площадь круга и площадь сектора»

 

Этап

Задача этапа

Прогнозируемый результат

Содержание образования

Виды деятельности

Формы организации УВП

Формы и содержание контроля

Ресурсы образовательного процесса

Деятельностное, гуманитарное

Предметное, научное знание

Учащегося

Преподавателя

1

Организационно-установочный

Сформировать личностно – значимую мотивацию к изучению темы

Учащиеся замотивированы на обобщение знаний по теме «Конус»

-  понимание практической значимости темы

-  индивидуальное целеполагание

Тематическая ориентация:

-  тема

-  прикладное значение изучаемой темы

-  цель

-  соотнесение с субъективными потребностями

-  участие в целеполагании

-  постановка проблемы

-  демонстрация возможной перспективы

-  фиксация надпредметной области применения темы

беседа

-  выборочный, индивидуальный

-  входящий контроль имеющихся знаний

демонстрационный материал (плакат, слюда с обозначениями)

Актуализировать основные определения, факты и свойства изучаемого объекта

Учащиеся распознают по очевидным признакам конус и его элементы, высказывают общие суждения о боковой поверхности и объеме конуса

Способы научного познания:

 

-  наблюдение,

-  анализ,

-  обобщение

Прямой круговой конус, его элементы. Осевое сечение конуса. Сечение конуса плоскостью параллельной основанию

-  концентрация внимания

-  анализ

-  обобщение

-  демонстрация

-  вовлечение в совместную деятельность

-  выяснение общего уровня сформированности представлений о конусе

демонстрация

фронтальный

2

Системная актуализация

Организовать самостоятельную работу учащихся по восстановлению навыков использования  формул для вычисления объема и площади поверхности конуса

Создана «ситуация успеха»

Способы научного познания:

 

-  наблюдение,

-  анализ,

-  обобщение

Формулы для вычисления:

-  объема конуса

-  площади боковой поверхности конуса

-  площади полной поверхности конуса

-  групповое выполнение заданий, предложенных в карточке

 

-  проведение самоконтроля

-  организация самостоятельной работы

 

 

 

 

-  инструктаж по проведению  взаимооценки и самооценки

 

самостоятельная работа в группах по карточкам

 

 

 

 

 

 

 

дискуссия, демонстрация

 

-  взаимоконтроль

 

-  самоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

-  фронтальный

 

-  карточки с заданиями для каждой группы

 

-  формы для индивидуальной работы учащихся

 

 

-  различные типы задач, связанных с вычислением объема конуса

Стимулировать аналитическую и стратегическую деятельность

Учащиеся способны выбирать и анализировать имеющиеся ресурсы, исходя из условий задачи

 

Выбор стратегии при решении задачи

 

-  анализ условия задачи

-  выбор оптимального способа

 

-  демонстрация различных видов задач

-  ведение дискуссии


 

3

Поисковый

Создать условия для развития исследовательской культуры учащихся

Учащиеся поставлены в ситуацию поиска решения нестандартной задачи

Способы научного познания: наблюдение, сравнение, анализ, обобщение

Способ получения известных формул при ограничении ресурсов

-  поиск способа

-  выдвижение гипотез

-  обсуждение

-  оказание помощи учащимся в анализе данных

-  помощь в выдвижении гипотез и поиске закономерностей

методическое сопровождение работы группы (подсказки)

наблюдение

Карточки с заданиями и подсказки для каждой группы

 

4

Контрольно – коррекционный

и рефлексивный

Создать условия для коррекции и самооценки знаний и умений.

Учащиеся способны анализировать исходные данные и владеют различными способами  вычисления объема конуса

Развитие исследовательской культуры учащихся

Умение выражать неизвестные параметры, используя данные задачи

применение способов вычисления объема конуса

контроль правильности выполнения

демонстрация способа (учащимися)

персональный

бланки для рефлексии

Обеспечить самоопределение на домашнее задание

Учащиеся способны объективно оценить свой уровень усвоения темы и выполнить соответствующее домашнее задание

Формирование познавательных интересов учащихся

Отработка навыка решения задач на вычисление площади поверхности конуса

самоопределение в выборе уровня выполнения домашнего задания

организация и фрагментарный инструктаж домашнего задания

инструктаж

Фронтальная проверка выполнения домашнего задания

дополнительное задание


Технологическая карта урока

Учитель    Гончаренко И.Н.

Класс         9 «А»

Тема         «Функции»

 

Этап

Задача этапа

Прогнозируемый результат

Содержание образования

Виды деятельности

Формы организации УВП

Формы и содержание контроля

Ресурсы образовательного процесса

Деятельностное, гуманитарное

Предметное, научное знание

Учащегося

Преподавателя

1

Организационно-установочный

Сформировать личностно – значимую мотивацию к изучению темы

Учащиеся замотивированы на обобщение знаний по теме «Функции»

-  понимание практической значимости темы

-  индивидуальное целеполагание

Тематическая ориентация:

-  тема

-  прикладное значение изучаемой темы

-  цель

-  соотнесение с субъективными потребностями

-  участие в целеполагании

-  постановка проблемы

-  демонстрация возможной перспективы

-  фиксация надпредметной области применения темы

беседа

-  выборочный, индивидуальный

-  входящий контроль имеющихся знаний

ЭСО «Учебный графопостроитель»

Актуализировать основные определения, факты и свойства изучаемого объекта

Учащиеся распознают по очевидным свойствам функции, высказывают общие суждения о способах задания функции и алгоритме их построения

Способы научного познания:

 

-  наблюдение,

-  анализ,

-  обобщение

Виды функций. Определение свойств функций по графику. Построение графиков функций сдвигами

-  концентрация внимания

-  анализ

-  обобщение

-  демонстрация

-  вовлечение в совместную деятельность

-  выяснение общего уровня сформированности представлений о функциях

демонстрация

фронтальный

2

Системная актуализация

Организовать самостоятельную работу учащихся по восстановлению навыков построения графиков функций и определения их свойств

Создана «ситуация успеха»

Способы научного познания:

 

-  наблюдение,

-  анализ,

-  обобщение

Алгоритмы:

-  схематичного изображения графика функции

-  описания свойств функции

-  решения систем уравнений , используя изображения графика функции

-  выполнение предложенных заданий

 

-  проведение самоконтроля

-  организация самостоятельной работы

 

 

 

 

-  инструктаж по проведению  взаимооценки и самооценки

 

самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

дискуссия, демонстрация

 

-  взаимоконтроль

 

-  самоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

-  фронтальный

 

-  карточки с заданиями для индивидуальной работы

 

 

 

-  различные типы задач, связанных с темой

Стимулировать аналитическую и стратегическую деятельность

Учащиеся способны выбирать и анализировать имеющиеся ресурсы, исходя из условий задачи

 

Выбор стратегии при решении задачи

 

-  анализ условия задачи

-  выбор оптимального способа

 

-  демонстрация различных видов задач

-  ведение дискуссии

3

Поисковый

Создать условия для развития исследовательской культуры учащихся

Учащиеся поставлены в ситуацию поиска решения нестандартной задачи

Способы научного познания: наблюдение, сравнение, анализ, обобщение

Способ получения известных формул при ограничении ресурсов

-  поиск способа

-  выдвижение гипотез

-  обсуждение

-  оказание помощи учащимся в анализе данных

-  помощь в выдвижении гипотез и поиске закономерностей

методическое сопровождение работы учащихся (подсказки)

наблюдение

ЭСО «Подготовка к ЦТ»

4

Контрольно – коррекционный

и рефлексивный

Создать условия для коррекции и самооценки знаний и умений.

Учащиеся способны анализировать исходные данные и владеют различными способами  построения графиков функции

Развитие исследовательской культуры учащихся

Умение выражать неизвестные параметры, используя данные задачи

применение способов построения и описания свойств функции

контроль правильности выполнения

демонстрация способа (учащимися)

персональный

стикеры для рефлексии

Обеспечить самоопределение на домашнее задание

Учащиеся способны объективно оценить свой уровень усвоения темы и выполнить соответствующее домашнее задание

Формирование познавательных интересов учащихся

Отработка навыка решения систем уравнений, используя изображение графиков функций

самоопределение в выборе уровня выполнения домашнего задания

организация и фрагментарный инструктаж домашнего задания

инструктаж

Фронтальная проверка выполнения домашнего задания

дополнительное задание















Самоанализ урока

Схема 1.

Самоанализ урока учителем предусматривает ответы на следующие вопросы:

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками.

2. Какие особенности класса были учтены при планировании урока?

3. Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи?

4. Чем обосновывался выбор структуры и типа урока?

5. Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)?

6. Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные) были созданы на уроке? Насколько они благоприятствовали успешной работе?

7. Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели?

8. Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не будут ли перегрузки учащихся?

9. Какие выводы на будущее можно сделать из результатов урока?

Схема 2.

1. Общая структура урока (основная дидактическая цель урока, его место в системе уроков по теме; основные моменты урока, дозировка времени, соблюдение основных требований к оформлению каждого урока; эффективность использования времени на уроке).

2. Реализация основной дидактической цели урока (выполнение требований программы; соотношение материала, объясненного на уроке и данного на самостоятельную работу; организация восприятия, внимания; развитие познавательного интереса; организация первичного закрепления материала; проверка качества знаний, умений, навыков; опрос учащихся: принцип вызова, дифференцированные задания, использование примерных норм оценок учащихся, данных в программах).

3. Развивающая сторона урока (вовлечение учащихся в совершение основных мыслительных операций; преодоление посильных трудностей, развитие самостоятельности).

4. Соблюдение основных принципов дидактики (принцип наглядности, сознательности и активности в работе учителя и учащихся, доступности и посильности, систематичности и последовательности, научности, связи теории с практикой, прочности знаний).

5. Методы обучения (соответствие методов общей направленности обучения, дидактической цели, специфике учебного предмета).

6. Воспитывающая сторона урока (использование воспитательных возможностей содержания учебного материала, формирование мировоззрения, связь с жизнью, воспитание добросовестного отношения к труду, учению, использование воспитательной возможности оценки, воспитательное воздействие личности учителя).

7. Работа учащихся на уроке (подготовка учеников к уроку, активность на разных этапах урока, виды деятельности, культура речи, динамика работоспособности, моменты наивысшей активности, падение работоспособности, их причины, уровень сформированности умения учиться).

8. Гигиенические условия урока.

Схема 3.

1. Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как этот урок связан с предыдущими, как этот урок работает на последующие уроки? Каков тип урока?

2. Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?

3. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их взаимосвязь? Какие задачи были главными? Как учтены в задачах особенности класса?

4. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли связки между этапами урока?

5. Выведено ли главное, существенное на уроке?

6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала?

7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему?

8. Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся?

9. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся?

10. Как использовались на уроке учебный кабинет; средства обучения?

11. За счет чего обеспечивалась в классе высокая работоспособность школьников в течение всего урока, как поддерживались хорошая психологическая атмосфера, общение?

12. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то почему? Как учитель планирует выполнить нереализованное?

 

Министерство образования республики Беларусь Национальный институт образования Детский правовой сайт Академия последипломного образования Белорусский республиканский союз молодежи Гомельский городской исполнительный комитет Гомельский областной институт развития образования Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины Областной профориентационный портал Отдел образования советского района Институт пограничной службы Республики Беларусь Министерство образования республики Беларусь (вопросы и ответы) Спасатели глазами детей Книга Беларуси XIV-XVIII веков

 Яндекс.Метрика

Главная     Карта сайта

© 2016 Государственное учреждение образования "Гимназия 71 г.Гомеля"